Американские ВМС заигрывают с Конгрессом: будет ли у США дюжина авианосцев?


The USS Gerald R. Ford

Американские военные когда-то хотели иметь в своем распоряжении 12 атомных ударных авианосцев в рамках масштабного наращивания военно-морского флота. Однако, последнее предложение по бюджету сократит это число до 10.

Посетив военный корабль США «Джеральд Р. Форд» два года назад, президент США Дональд Трамп подчеркнул важность расширения ВМС до дюжины авианосцев, включая «Форд», самый дорогой из когда-либо построенных кораблей.

Наличие 12 таких бегемотов, иногда в сопровождении полдюжины других кораблей, послужило бы международным сигналом о намерении США восстановить флот до тех размеров, которых он достигал после «холодной войны» в 1990-х годах.

Последнее бюджетное предложение Пентагона, однако, похоже, призывает к обратному.

Министерство обороны стремится, по крайней мере, на данный момент, сократить парк авианосцев, предлагая вывести из строя военный корабль США «Гарри Трумэн» в 2024 году. Это будет означать, что многомиллиардный ядерный суперавианосец, введенный в строй в 2000 году, будет законсервирован на два десятилетия до конца его срока службы.

План Пентагона позволит отменить план по ремонту и обслуживанию корабля на 6,5 млрд долларов, которые необходимо осуществлять в середине срока службы каждого подобного корабля, и сэкономить средства на другие военные приоритеты. Один только Ford стоит 13 миллиардов долларов.

Это предложение, которое уже сталкивается с препятствиями в Конгрессе, на время оставило бы военно-морской флот с 10 авианосцами, на один меньше, чем утвержденный Конгрессом размер флота. Сенатор Джеймс Инхоф, республиканец из Оклахомы и председатель комитета по вооруженным силам, на прошлой неделе дал понять, что он против плана. «Я немного обеспокоен этой идеей», — сказал он.Патрик Шэнахэн, исполняющий обязанности министра обороны США, заявил, что предлагаемое решение «представляет собой некоторые из стратегических решений, которые мы сделали в бюджете на этот год».

Однако необходимость выбора может побудить Конгресс просто найти больше денег для реабилитации «Трумэна» и продвинуться вперед с существующей сделкой по покупке второго и третьего авианосцев класса Ford. Подобное затруднение во время администрации Обамы было разрешено таким образом, поэтому есть прецедент. Действительно, возникает вопрос, не является ли предложение по консервации «Трумэна» просто фальшивкой или маневром: в новом 30-летнем плане кораблестроения ВМС есть раздел под названием «ВМС нужны нации», в котором учтены 12 авианосцев в составе желаемого флота из 355 судов.

Высокопоставленный чиновник военно-морского флота заявил на брифинге по бюджету на 2020 год, что его служба уже потратила 537 млн долларов США на топливо для ядерных реакторов, предназначенное для заправки Трумэна. Теперь оно будут сдано на хранение на случай аварийной замены, сказал он.

Если Конгресс выручит ВМС и военно-морской флот получит больше денег для «Трумэна», то главным победителем станет единственный строитель американских авианосцев: Huntington Ingalls Industries Inc. Эксперты по обороне часто отмечают, что такие компании являются компонентом национальной безопасности и нужно поддерживать расходы на оборону, особенно в огромных проектах. Не имея над чем работать, подрядчики могут быть вынуждены уволить работников и отключить цепочки поставок, которые затем нелегко активировать.Существующая проблема финансирования ставит вопрос о том, будет ли Америка и далее доминировать на морях, как это было со времен Второй мировой войны. Авианосец с его эскадрильями самолетов является военно-техническим чудом. Сегодня соперники догоняют. Авианосцы и их ударные группы могут вскоре стать просто удобной целью для ракет противника, которые окажутся способны прорвать их оборону.

Непосредственная военная угроза, с которой сталкиваются авианосцы американских ВМС, это новое поколение баллистических ракет, которые могут быть запущены далеко за пределами сферы атаки большинства из них. Например, китайская Dong Feng 21D получила прозвище «убийца авианосца» из-за дальности свыше 900 миль. Считается также, что Китай и Россия разрабатывают гиперзвуковое оружие, которое движется в пять раз быстрее скорости звука. Такая характеристика фактически гарантирует нападающему весьма ограниченный ответ, если таковой и случится, от ударной авианосной группы.

Без сомнения, авианосцы очень дороги в наше время, когда Америка приближается к ежегодному дефициту в 1 триллион долларов. Военно-морской флот может потратить более 58 миллиардов долларов на четыре корабля класса Ford, включая USS John F. Kennedy, который должен быть законен в следующем году, и USS Enterprise.

Суда класса «Форд» спроектированы таким образом, чтобы их авиагруппы могли совершать на треть больше вылетов в день, чем предшественники, и используют целый ряд новых технологий. Тем не менее, многие обещания от филиала Huntington Newport News Shipbuilding уже не оправдались из-за проблем, связанных с созданием сложной электромагнитной системы запуска самолетов и лифтов внутри кораблей.

Первый авианосец класса «Форд», хотя и был указан в качестве одного из 11 действующих американских авианосцев, был построен с опозданием более чем на год, и на него были потрачены миллиарды долларов сверх бюджета, а он все еще не готов к бою.

Шесть лет назад администрация Обамы также пыталась сэкономить деньги и вывести на консервацию USS George Washington, отказавшись от ремонта именно в середине срока его службы. Конгресс отказался. На прошлой неделе, на следующий день после того, как Пентагон обнародовал свое бюджетное предложение, Хантингтон сообщил, что капитальный ремонт «Вашингтона» был завершен наполовину и может быть завершен только в 2021 году.