У нас есть ноу-хау и качество: итальянский чиновник считает, что страна не попадет в ловушку Китая


Италия имеет преимущество перед другими европейскими странами, первой подписав соглашение в рамках китайского проекта «Пояс и путь», и, возможно, теперь некоторые из них «ревнуют», заявил во вторник итальянский чиновник, который настаивал на участии своей страны в этом проекте.

Мишель Гераци, заместитель министра экономического развития Италии, сказал, что по крайней мере две другие европейские страны собираются последовать примеру Италии, которая на прошлой неделе стала первой страной G7, подписавшей меморандум о взаимопонимании (MOU) по инициативе трансконтинентальной инфраструктуры с Китай.

— Все остальные страны последуют за Италией и подпишут меморандум о взаимопонимании, и я могу дать вам два имени, но я не буду — они находятся в стадии обсуждения, — сказал Гераци на Азиатском форуме Боао в южной китайской провинции Хайнань. — На самом деле, все европейские страны хотят быть частью «Пояса и пути».

Италия согласилась присоединиться к этой инициативе во время визита председателя КНР Си Цзиньпина, несмотря на предупреждения Соединенных Штатов и некоторых европейских стран о том, что она рискует оказаться в долговой ловушке с сомнительными стандартами проектов в области инфраструктуры. Вашингтон заклеймил идею «Пояса и пути» «проектом тщеславия».

— Когда нас критиковали — и меня лично, — за то, что мы заботились обо всем этом в течение последних нескольких месяцев, это потому, что мы… хотим руководить, а руководить — значит делать что-то первым, — сказал Гераци.

Меморандум о взаимопонимании подчеркнул важность подписания 29 соглашений о сотрудничестве между Китаем и Италией. Подписание документов произошло в преддверии саммита ЕС-Китай, который состоится в Брюсселе 9 апреля.

Гераци, который организовывал переговоры со стороны Италии, заявил газете South China Morning Post в кулуарах форума Боао, что подписание отразило принятие итальянским правительством стратегии «Италия в первую очередь», несмотря на обеспокоенность по поводу этого шага, выраженную широко и лично Гераси со стороны США и других стран.

— США были не очень довольны действиями Италии, — сказал Гераци. — Рим, — добавил он, — слушал ЕС и США и сотрудничал там, где мог, но в конечном итоге стал принимать свои собственные решения.

— Мы сделали то, что считаем защитой интересов нашей страны, — заявил Гераци.

Гераци сказал, что внешняя критика предстоящей сделки с Пекином помогла Риму «стать еще более внимательным» в отношении подписания договора:

— Мы не Греция, мы Италия… Мы с экономикой в 1,7 триллиона долларов США. Как мы можем попасть в долговую ловушку? Это происходит в Шри-Ланке, Малайзии, может быть, в Пакистане … но это не может произойти в Италии.

Вместо того чтобы предупреждать о риске попадания Италии в долговую ловушку, Гераци предложил Вашингтону беспокоиться о статусе Китая как крупнейшего иностранного держателя долга США с 1,13 трлн долларов США в ценных бумагах.

По словам замминистра, такой договор подстегнет экономический рост в стране, которая в прошлом году впала в рецессию. В частности, Италия, которая борется с крупными компаниями из Германии и других стран, надеется получить лучший доступ к рынкам Китая для своих малых и средних предприятий, сказал он.

Он предположил, что протесты других европейских стран против присоединения Италии к «Поясу и пути» могли быть связаны с конкуренцией за бизнес с Китаем — и предполагаемый провал итальянского меморандума передал бы инициативу ее конкурентам.

— Если Италия хочет стать терминалом «Шелкового пути» Китая, конечно, это затрагивает Гамбург, Роттердам, Марсель, — сказал Гераци, перечислив основные европейские портовые города. Китай стал крупным игроком в портовом бизнесе, поскольку он строит свой новый Морской шелковый путь, соединяющий Китай с Европой через Юго-Восточную Азию и Аравийский полуостров.

— Это соревнование, поэтому я понимаю их ревность.

Генуя — крупнейший морской порт Италии. China Communications Construction подписала соглашения об управлении портами Генуи и Триеста.

Европейские лидеры обсуждают китайский инфраструктурный проект

Несмотря на растущий скептицизм по поводу «Пояса и пути», европейские лидеры во вторник заявили, что они по-прежнему открыты для присоединения к инициативе Пекина.

— Мы, европейцы, хотим играть активную роль (в проекте «Пояса и пути»), и это должно привести к определенной взаимности, но мы все еще немного спорим по этому поводу, — сказала канцлер Германии Ангела Меркель после встречи в Париже с Си, президентом Франции Эммануэлем Макроном и главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером. — Мы рассматриваем проект как хорошую визуализацию взаимодействия, взаимосвязи и взаимозависимости.

Сделано в Китае до 2025 года

Мишель Гераци также сказал, что Италия хочет сотрудничать с Китаем в рамках программы «Сделано в Китае до 2025 года» (MIC2025) — государственного плана развития высокотехнологичных секторов. Италия, по его словам, была «почти лучшей из всех стран мира» во всех 10 ключевых секторах этой схемы, включая возобновляемую энергию, космос и искусственный интеллект.

MIC2025 стал горячей точкой в американо-китайской торговой войне, поскольку администрация президента США Дональда Трампа восприняла его как  потенциальную угрозу безопасности США. Но Гераци предположил, что Китай и Италия могли бы работать вместе, чтобы обеспечить реализацию MIC2025 в таких регионах, как Африка и Ближний Восток.

— Мы можем быть конкурентом с Китаем, но мы также можем сотрудничать, потому что у Китая есть мощь, а у нас есть ноу-хау и качество, — сказал он.