Танзания притормозила китайские инвестиции: «не нужно вести себя как наши учителя»


Китайские инвестиции в Восточную Африку могут быть поставлены под сомнение. Идея строительства порта в Танзании стоимостью 10 миллиардов долларов США перестала находить отклик у местных чиновников. Танзанийцы не согласны с китайцами по поводу условий, которые сопровождают инвестиционные средства.

В 2013 году Танзания подписала рамочное соглашение с China Merchants Holdings International, крупнейшим портовым оператором Китая, о строительстве порта и особой экономической зоны. Целью всего проекта предполагалось превращение восточноафриканской страны в региональный торгово-транспортный узел.

— Условия, которые они нам дали, коммерчески нежизнеспособны. Мы сказали им — нет, давайте встречаться на полпути, — сообщил журналистам Деусдедит Какоко, глава государственного управления портов Танзании.

— Это была бы потеря… они не должны относиться к нам как к школьникам и вести себя как наши учителя, — считает чиновник.

Какоко сказал, что правительство Танзании уже официально обратилось к китайскому портовому оператору по поводу спорных условий.

— Мы ждем их, чтобы начать новые переговоры. Когда они будут готовы, мы их возобновим.

В China Merchants говорят, что многолетние переговоры с танзанийской стороной не привели пока к соглашению.

— Этот проект является коммерческим, инвестиционным проектом, и China Merchants Port в своих зарубежных инвестициях всегда следовал принципам коммерческой осуществимости и взаимовыгодного сотрудничества, — сказали в компании.

Официальный представитель МИД Китая Лю Кан, выступая на ежедневном брифинге в Пекине в четверг, прямо не прокомментировал этот проект, но отметил, что Китай делает все возможное для сотрудничества с Африкой в области финансирования инфраструктуры.

С момента вступления в должность в конце 2015 года правительство президента Танзании Джона Магуфули стремилось пересмотреть крупные сделки с иностранными инвесторами в области добычи полезных ископаемых, газа, телекоммуникаций и инфраструктурных проектов в рамках новой инициативы по национализации всех ресурсов.

Соглашение о портовом комплексе в Багамойо было подписано в 2013 году правительством предшественника Магуфули Джакайя Киквете во время визита в страну китайского лидера Си Цзиньпина. Проект также финансируется Оманским государственным общим резервным фондом.

На прошлой неделе члены парламента потребовали от правительства объяснений относительно задержек в реализации запланированных работ. Церемония закладки фундамента порта состоялась еще в конце 2015 года, но фактическое строительство порта так и не началось.

Сегодня торговые ворота в Восточную Африку находятся примерно в 300 километрах к северу, в кенийской Момбасе. Порт в Багамойо задумывался как новый глобальный узел, способный переключить на себя транспортные потоки. Согласно тем планам, которые ранее утвердили все стороны, он должен включить в себя промышленную зону и сеть подъездных автомобильных и железнодорожных путей. Кроме того, новый порт разгрузил бы танзанийский Дар-эс-Салам и превратил депрессивный район в центр торговли и производства.

Однако сейчас китайским инвесторам придется снова находить мотивы для танзанийского руководства.