Киевский патриарх отказался признавать Томос: зачем нужна Украине еще одна церковь?


Единая православная церковь Украины, о которой столько говорил предыдущий президент этой страны Петр Порошенко, продолжает находиться в центре скандалов. Их инициатор, как правило, все тот же патриарх Филарет, который всю свою жизнь хотел утвердиться в каком-нибудь высшем церковном качестве и постоянно терпел в этом отношении неудачи.

На форуме украинской интеллигенции в Киеве Филарет сделал заявление, что он не принимает тот Томос, который получила из рук константинопольского патриарха Украина в прошлом году. Этим он перепиливает даже не сук, на котором сидит вся новообразованная конструкция, а само дерево идей о ее построении.

По словам Филарета, он не знал содержание получаемого Томоса, иначе не голосовал бы за автокефалию. При этом Филарет постоянно говорит о себе «мы», поэтому складывается впечатление, что у него есть какая-то группа единомышленников или структура.

Будучи одной из ключевых фигур в процессах прошлого года, связанных с переговорами с константинопольским патриархом Варфоломеем и вообще всем, что имеет отношение к созданию так называемой ПЦУ, теперь Филарет говорит, что Украина просто поменяла зависимость. Если Московский патриархат служит интересам России, а Православная церковь Украины оказалась в греческой сфере влияния, то кто будет служить Украине? Такими риторическими вопросами Филарет продолжает смущать умы своих собеседников или слушателей.

Слова киевского патриарха, сказанные на форуме, ретранслировал телеканал «Громадський».

Ранее украинские СМИ сообщали, что Филарет заложил еще одну мину под ПЦУ, передав в министерство юстиции страны не оригиналы документов, необходимых для ликвидации двух церквей, вошедших в новую церковь, а копии. Таким образом, Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь номинально продолжают существовать.

Напомним, первая из них это та, которая откололась от Русской православной церкви в девяностых годах прошлого века, а вторая – та, которая откололась в двадцатых. То есть, в обеих церквях собраны люди, не удержавшиеся вместе с Россией на двух наиболее острых поворотах в ее новейшей истории.

В итоге Украина может получить вместо новой единой церкви просто еще одну церковную организацию, непризнанную даже теми, кто теоретически должен был в нее войти. Что же касается канонических православных церквей, то они не признают ПЦУ, а иерархи Афона даже попросили паломников из Украины иметь при себе справку, что они являются прихожанами Украинской православной церкви Московского патриархата, для того, чтобы их допустили в монастыри.